Контакты
Балтийская федерация спортивного ушу и традиционного гунфу по Калининградской области тел.: +7(950) 675-89-62,+7(905) 249-29-39
КРСОО Федерация ушу
тел.: +7(950) 675-89-63
Адреса занятий
МАОУ ДОД ДТДиМ
г. Калининград, ул Сергеева, 10
МАОУ СОШ 41
г. Калининград, ул С. Тюленена, 2
В 494 г. н.э. в 8-ой месяц лунного календаря 15 дня вечером Вэнь Ди (Сяо Вэнь Ди) устроил особый прием (пир), пригласил, будийского монаха из Индии, Бато в императорский павильон полюбоваться луной и спокойно побеседовать.
Во время прогулки Бато пал на колени , обращаясь к милосердию правителя, и молвил: "Скромному монаху хотелось бы отправиться в уединенную местность, ибо так трудно сохранять душевное спокойствие в столице!"Вэнь Ди поначалу удивился, но потом согласился с Бато , сказав: "Будь по - твоему!" . Бато сложил ладони, склонив голову, произнес лишь : "Амитофо!". Вэнь Ди развернулся и отправился обратно к павильону трону . Бато молвил : " Нищий монах думает развивать учение, поклониться горам, а вашему величеству желает драконьего здоровья!" . Вэнь Ди слегка улыбнулся и ответил: "Я больше не держу тебя (силой) , повелеваю тебе отыскать место для монастыря для твоей деятельности. Как отыщешь местность прекрасного вида, сообщишь мне, и для тебя я выстрою храм, спокойный и благоустроенный..." На второй день утром, Бато через прислугу попрощался с Вэнь Ди и покинул столицу, отправившись на поиски места. В 495 г. н. э. 15 дня 1-го лунного м-ца Бато с двумя учениками прибыл к западному подножию Сун-Шань Шао-Ши. Оглядев цепь гор и пейзаж он выбрал место для постройки храма, согласно легенде еще раньше Бато видел во сне это место возле горы Шао-Ши. В тот же год 19 числа 2-го лунного месяца(~31 марта 495г.) все работы были закончены, можно было видеть торжественные залы, крыльцо, постройки и пагоды. В тот же день прибыл император Вэнь Ди (на колеснице). Бато пал ниц и сказал: " Храм уже выстроен, прошу ваше величество жаловать ему название". Вэнь Ди ответил: " Врата храма расположены близ двух деревьев, два дерева можно считать лесом. Монастырь стоит у подножия горы, гора зовется Шао-Ши; назовем храм "Шао Линь", каково?". Бато и все присутствующие возрадовались необычайно.
Вэнь Ди возглавил жертвенную церемонию перед воротами храма, длившуюся три дня. В течение трех дней люди ликовали, возжигались благовония в честь Будды, сгорали искристые фейерверки. Покидая храм Шаолинь, Вэнь Ди молвил: "Каждый год 19-го числа второго месяца будет отмечаться как день Шаолиньского монастыря!". Через два года после того как Бато стал настоятелем монастыря, он решил покинуть храм, оставив своего ученика Хуэй Гуана присматривать за порядком.
Бодхидхарма, по-китайски Дамо, первый патриарх Чань-буддизма. "Дамо родился в 470 г., был третьим сыном в семье индийского брамина. Монашеское имя Бодхитара, позже получил имя Бодхидхарма. От 27 буддийского патриарха Праджнятары получил патру и рясу, прибыл в Китай для передачи дхармы (передачи учения). Осенью 527 г. высадился в Гуань Чжоу. Жил в монастыре Ван Гуо сы (Гуань Сяо сы). Впоследствии пришел в Шао Линь сы, жил в пещере на горе Суншань. Сидел перед стеной 9 лет. Основал китайское направление Чань. Передал рясу и патру Хуй Кхэ. С того дня учение Чань дожило до нынешних дней. В царстве Восточная Вэй на третьем году правления "Тхиень Тхин"(536 г.) 5-го дня 10-го лунного месяца "совершенно успокоился", и похоронен на горе "Медвежье ухо"(Сюн Ар Шань)." Бодхидхарма был основателем Шаолиньцюань.
Основной целью пребывания в монастыре монахов стало "прозрение природы Будды" на основе сочетания сидячей медитации и активных физических занятий, в том числе работ по благоустройству монастыря и в монастырском саду, а также, по монастырскому преданию, боевых упражнений. По преданию, из монахов-наставников вскоре выделился особый разряд людей, чьей основной задачей стало преподавание ушу. Назывались они либо просто "учителя кулачного боя" (цюаньши), либо "старейшины в преподавании боевого искусства" (уцзяо-тоу).
Большая часть приемов не изобреталась самими монахами, но приходила от народных учителей-мирян. Первым оружием монахов стал их неразлучный спутник - монашеский посох, изготовлявшийся обычно из твердого и тяжелого дерева. Как гласят шаолиньские архивы, первоначально все приемы были объединены в один комплекс. Он назывался "18 рук архатов" или "18 приемов архатов", включал в себя несколько захватов и приемы освобождения от них, удары кулаками, ладонями, подсечки и невысокие удары ногами. Легенды гласили, что каждый из архатов создал собственный прием, а свел их воедино сам Бодхидхарма.
Но первые упоминания о монахах бойцах, принявших участия в реальных сражениях, относятся к династии Тан. Согласно легенде генерал Ван Шичунь поднял мятеж, законый император Ли Шиминь вынужден был бежать.
13 монахов бойцов помогли императору вернуть трон. В награду император подарил монастырю 250 га земли, а монахам разрешил есть мясо и пить вино. В храме до сих пор стоит стела с надписью об этом событии.
В конце династии Цзинь, монах Цзюэюань, отправился на поиски мастеров ушу, вернувшись в храм с мастерами Ли Соу, Бай Юйфэн, Дэнхуэй. Вместе они провели реформу шаолиньского ушу, после чего в народе пошли слухи о непобедимости монахов из Шаолиня. Во времена династии Юань, настоятелем монастыря становится Фуюй. Мирская фамилия Чжан, родом из провинции Шаньси. С детства обладал отличной памятью, мог с первого взгляда понять смысл текста, за что в родных местах был прозван "мудрым ребенком".
В 1312 году императорским указом он был призван ко двору и получил должность в аппарате управления государством. В бытность настоятелем Фуюй открыл пять филиалов Шаолиня - во Внутренней Монголии, в Сиане, в Яньму, Тайюани и Лояне. Специальные монахи посылались из Суншаньского Шаолиня в филиалы, причем не только для проповедей, но и для преподавания шаолиньского боевого искусства.
Еще одно деяние Фуюя - он установил 70 иероглифов, которые используются для имен новых поколений монахов, то есть все ученики Фуюя имели имя, начинающееся с "Хуэй", следующее поколение имена, начинающиеся с "Чжи" и т.д. Эта традиция продолжается до сих пор. Еще одной легендарной личностью династии Юань был Цзиньнало.
Согласно "Хроникам монастыря Шаолинь" и разъяснениям настоятеля Дэчаня, Цзиньнало был монахом-поваром в монастыре в конце династии Юань - начале династии Мин, мирское имя его было Сюй Нало. Он хорошо владел методами боя мечом-дао, копьем, шестом, секирой, серпом, особенно искусен был в бое парными мечами-дао.
Из поколения в поколение передаются 15 произведений Цзиньнало о боевых методах. Он является популярным образом среди монахов, и обычно его называют "Цзиньнало-ваном". Некоторые называют его "основателем шаолиньского искусства боя шестом". Ни один из по пулярных рассказов о Шаолиньсы не обходится без повествования о страшном, таинственном «Зале архатов» (Лохань тан), или «коридоре деревянных людей» (мужэньган). Есть у него и более пугающее название — «коридор смерти». Действительно, в Шаолиньсы существует «Зал архатов». Это мирное помещение без каких-либо «деревянных бойцов». Вот здесь уже несколько веков проходят тренировки монахов. В каменном полу можно увидеть сорок восемь не больших углублений. Их проделали монахи, отрабатывая технику «поставить ногу на землю, что бы нанести удар в тысячу цзиней» — особый метод «врастания в землю», который и сегодня используют монахи-бойцы.Однако легенды рисуют нам другую картину. То ли в этом «Зале архатов», то ли где-то в подземелье монахи, прежде чем «сойти с гор», т.е. по- кинуть монастырь, сдавали выпускной экзамен. Лишь тот, кто преодолевал все испытания, мог выйти из центральных «Горных врат» Шаолиня со всеми почестями; неудачники же стыдливо открывали боковые ворота.Эта живописная история была пересказана на сотни ладов. Если в Китае она бытовала на уровне народного предания,то в западной литературе к ней отнеслись всерьез, были даже созданы «реконструкции» шаолиньского подземелья с подробными рисунками. Сегодня, когда большая часть монастыря открыта для посетителей, нетрудно убедиться в том, что подземелья в основном использовались для хранения запасов зерна и другого продовольствия, и никаких ужасающих «бронзовых бойцов», гоняющихся за монахами по «коридорам смерти», там нет. Но раз эта легенда существует, и родилась она в самом Китае, на ней стоит остановиться подробнее.Проблема монастырских испытаний всегда волновала шаолиньских наставников. В XIII в. Фуюй первым ввел экзамены для усэнов. Чуть позже в монастыре появился комплексный метод тренировки, разделенный на 36 этапов и называемый «36 залов». После каждого такого этапа ученик должен был сдавать экзамен. В первых «залах» изучались стойки и передвижения, во вторых — простейшие удары руками, в третьих — ногами, на высших этапах монах совершенствовался в работе с различными видами оружия. Система экзаменов по типу «13 застав» Фуюя значи- тельно усложнилась,прибавились новые испытания, сложные ритуалы посвящения, а при настоятеле Чжишане (XVII в.) был создан «коридор архатов». Он представлял собой несколько модернизированную систему Фуюя, которая заключалась в том, что на монаха последовательно нападало несколько человек (обычно 18, по числу архатов). Каждый из экзаменаторов мог символизировать определенного архата,среди которых был и сам Бодхидхарма.Именно это послужило основой для легенды о «Зале архатов» с бронзовыми бойцами.
Как и многие шаолиньские предания, возникла она первоначально в народной среде, а по том уже нашла отра- жение в монастырских хрониках причем в нескольких версиях. Первая, наиболее правдоподобная,гласит, что в большой комнате было установлено 18 «деревянных людей» (му -жэнь) — деревянных манекенов, характерных для многих школ ушу. Они представляли собой круглые столбы в рост человека с прикрепленными на разной высоте палками, обозначающими руки и ноги человека. «Деревянные люди» располагались по линии большой вилки или полумесяца. Благодаря особым пружинам они могли вращаться, нанося удары «руками» и «ногами», одновременно приводя в действие соседний манекен.Чем дальше монах входил в коридор, тем плотнее обступали его манекены, тем чаще сыпались на него удары деревянными конечностями, даже со спины. Механизм конструкции прекращал работать лишь после того, как был поражен последний «деревянный человек». Существует и другая, более красивая версия, связанная с буддийкими преданиями. Монахам противостояли не просто столбы, но статуи-манекены 18 архатов, вырезанные из дерева и свобоно двигающие любой конечностью при помощи сложной механики. В устных преданиях нередко говорится, что статуи были выполнены из бронзы. Одна из хроник монастыря, относящаяся к последней четверти XIX в., дает подробное описание функций каждого из таких архатов-воинов. Пройдя весь лабиринт и одолев всех бронзовых архатов монаха ждало последнее испытание. Оно называлось «получение выпускного свидетельства».Выход из коридора загораживала огромная курильница весом в 150 цзиней (около 80 кг), раскаленная докрасна. Монах обхватывал курильницу, зажимая ее между предплечьями и сдвигал в сторону. В этот момент на предплечьях у него выжигались два изображения свившихся тигра и дракона — знак бойцов Шаолиня и символ единства инь и ян, воды и огня, Неба и Земли. Наконец, сдвинув курильницу в сторону, удачливый и бесстрашный монах выходил через центральные ворота монастыря.Сначала правления династии Мин, т.е. с XIV в., в течении почти двух столетий на приморские провинции Китая регулярно совершали опустошительные набеги японские пираты. В 1553 г. было принято решение эти набеги прекратить. Возглавить борьбу с пиратами поручили одному из самых талантливых полководцев того времени Ци Цзигуану. (1528—1587 гг.). Ци Цзигуан, хорошо зная отношение к шаолиньским монахам, сложившееся в народной среде, обратился к ним с просьбой о помощи. Наставники монашеского воинства дали свое согласие. Отряд возглавил монах-боец Юэкун, чье имя означало «Месяц в небесной пустоте». Монахи участвовали более чем в ста сражениях с японцами. И показали себя прекрасными бойцами. Вскоре армия Ци Цзигуана очистила от японских пиратов приморские провинции Чжэцзян, Гуандун и Фуцзянь. После этого количество легенд о Шаолине как об «обители боевых искусств» заметно увеличилось. Согласно народным преданиям о Шаолине, в середине XVII в. маньчжурские войска, подойдя к стенам монастыря, сожгли святую обитель. Здесь мы вновь сталкиваемся с обычной для мифов путаницей: Шаолинь никогда не сжигался маньчжурами. Более того, мнение о том, что Северный Шаолиньсы стал оплотом борьбы с иноземцами, кажется,мягко говоря, преувеличением.В первые годы своего правления маньчжуры действительно серьезно опасались усэнов, будучи наслышаны об их боевых подвигах. Вышел даже указ, запрещавший монахам заниматься упражнениями с оружием (кулачный бой никто всерьез не принимал). Правда, проконтролировать его исполнение не представлялось возможным, и вполне естественно, что в закрытых залах по-прежнему шли интенсивные тренировки. К тому же, не зафиксировано ни одного случая, когда кто-нибудь из монахов был бы наказан цинской администрацией за занятия ушу. О существовании «монашеских войск»властям было прекрасно известно, тем не менее никто не собирался их разгонять.Со временем отношение к Шаолиньсы стало довольно благожелательным, так как было видно, что никакого восстания там не готовят, и вообще монахи действительно заняты тренировкой тела и духа, а не политическими интригами и плетением заговоров.
Социальные потрясения, которые переживал Китай (Синьхайская революция 1911 г., многочисленные военные конфликты между местными военными лидерами, разворачивавшиеся в том числе и недалеко от Шаолиньсы), не могли не повлиять на жизнь монахов. В 20-е го ды количество монахов сократилось с трехсот до ста человек.Окончательный удар по монастырю был нанесен в 1928 г. Шаолиньсы оказался в центре вооруженного конфликта между местными военными лидерами.Один из руководителей крупного вооруженного формирования, Чжунсюй,объявил себя командующим «Армией строительства государства». Его солдаты занимались мародерством в близлежащих местностях. В провинции Хэнань,расположившись за стенами Шаолиньского монастыря, они нанесли непоправимый урон уникальным стенным росписям и статуям, которые не тронуло даже время. Лидер одной из армий генерал Ши Юсань, выступавший на стороне центрального правительства, решил покончить с мародерами. 25 марта он отдал приказ занять монастырь. Вожаку бандитов удалось скрыться, а разъяренные солдаты Ши Юсаня подожгли обитель. Это был самый страшный пожар за всю многовековую историю Шаолиня. Огонь бушевал более сорока дней,все усилия монахов погасить его оказались тщетны: монастырь выгорел почти дотла. При настоятеле Чжэнсюе (1893—1955 гг.) место, где стоял монастырь, стало полем сражений между гоминьдановскими войсками и японцами, вторгшимися в Китай. В сентябре 1943 г. крупное гоминьдановское формирование базировалась недалеко от Лояна, а часть отряда расположилась внепосредственной близости от Шаолиня. Солдаты разбили свой лагерь прямо среди шаолиньского «Леса пагод» — священной усыпальницы патриархов, разожгли костры, порушили немало ценнейших надгробных сооружений. Сам командир отряда, Чжан Лянчжан, отправился к настоятелю Чжэнсюю, решив проверить,хранят ли монахи традиции «непобедимых бойцов». Преподобный Чжэнсюй сначала отказывался принимать вызов,но затем сказал солдатам: «Выбирайте сами себе противников». Солдаты выбрали себе соперников из числа монахов, окружавших Чжэнсюя. Поединки решено было провести на площадке перед монастырем. Ни один из солдат несумел продержаться и минуты против усэна.Чжан Лянчжан был поражен — в те вре мена к шаолиньскому искусству в армии относились крайне скептически, считая рассказы о нем лишь традиционными мифами о магической силе буддийских монахов. В период восстановления Шаолиня его настоятелем стал наставник Дэчань(мирское имя Лю Эр хэ,). Выходец из уезда Дэнфэн, он в семь лет стал монахом монастыря, обучался сначала у Сугуана, а затем и у самого Чжэньцзюня, и прославился своими познаниями в традиционной медицине.В 1965 г. Дэчань стал старшим монахом Шаолиня. В то время практически весь монастырь лежал в руинах, и в первую очередь было отстроено лишь несколько залов. Но о полном восстановлении монастыря нечего было и думать, в стране начиналась «культурная революция». Только в конце 70-х годов Дэчань возглавил группу монахов, которые занялись восстановлением наследия Шаолиня. Вместе с ним работали такие известные мастера, как Дэцянь, Суфа (позже вернулся к мирской жизни), будущий старший монах Шаолиньсы Суси.До 1986 г. в Шаолиньсы не было официального настоятеля. Такое положение могло повредить дальнейшему развитию монастыря. В ту пору Дэчань уже был слаб и передвигался только на кресле-каталке, поэтому сам предложил, чтобы 28-м настоятелем монастыря был выбран другой известный монах, Синчжэн (1914—1987 гг.), выходец из уезда Дэнфэн, чье мирское имя было Ли Тайбао. Дэчань же стал именоваться «почетным настоятелем». Однако судьба распорядилась так, что Синчжэн ушел из жизни раньше, чем Дэчань, в августе1987 г., и последний стал 29-м настоятелем Шаолиньсы. После ухода из жизни Дэчаня остро встал вопрос о том, кто примет шаолиньское наследие. Должность настоятеля Шаолиньсы не только почетна, но и ответственна, ибо монастырь считается одной из главных буддийских святынь Китая и мировым центром ушу. Даже прямые ученики Дэчаня не решились принять на себя такую ответственность. В конце концов было решено не выбирать настоятеля (фаньчжан), а передать его обязанности председателю административного комитета монастыря, старшему монаху (чжучи) Шаолиньсы Суси.
Суси был личным учеником одного из самых знаменитых шаолиньских монахов, настоятеля Чжэньсюя, Суси представляет одно из последних поколений носителей истинной шаолиньской традиции. Его прямые ученики Дэцянь, Дэян, Дэцзе, Дэшу, Дэда. Ши Суси скончался 3 марта 2006 г., а 14 марта его прах был помещен в ступу на знаменитом кладбище шаолиньских наставников – в «Лесу пагод» Талинь. Ступа эта была изготовлена за несколько лет до его «полной и окончательной нирваны» - он никогда не боялся смерти, рассматривая жизнь, как свою главную миссию подготовки учеников и передачи шаолиньской традиции. 23 августа 2008г мир покинул ученик Суси Дэцянь, человек приложивший огромные силы для развития и популяризации, а так же сохранению традиционного Шаолиньского ушу. На сегодня настоятелем храма Шаолиньсы является Ши Юнсинь.