Контакты
Балтийская федерация спортивного ушу и традиционного гунфу по Калининградской области тел.: +7(950) 675-89-62,+7(905) 249-29-39
КРСОО Федерация ушу
тел.: +7(950) 675-89-63
Адреса занятий
МАОУ ДОД ДТДиМ
г. Калининград, ул Сергеева, 10
МАОУ СОШ 41
г. Калининград, ул С. Тюленена, 2
Один из самых известных стилей ушу- Тайцзыцюань. Известность тайцзыцюань базируется на уникальности этого стиля ушу. Стиль тайцзыцюань относится к семье внутренних стилей- нэйцзя, наряду с такими стилями как, синицюань и багуачжан. Сегодня существует несколько школ тайцзыцюань: Ченьши тайцзыцюань, Янши тайцзыцюань, У тайцзыцюань первый, У тайцзыцюань второй, Суньши тайцзыцюань. История происхождения Тайцзыцюань имеет несколько версий. Самая распространенная мифологическая история. Эта история о даоском монахе Чжан Саньфэне. Чжан Саньфэн ( Чжан Три Богатства) родом из Ичжоу, имя, до принятия монашества- Цзюньбао, глава даосов в конце династии Юань- начале династии Мин. Совершенствовался в горах Великого покоя (Тайхэшань), современное названия Уданшань. В истории Ван Силина указывается, что это был все познавший даос , владевший тайной обретения бессмертия, но ни слово не говорится о том, что он владел техникой цюаньшу (кулачного искусства). Существует легенда, что однажды Чжан Санфэн видел поединок между змеей и журавлем , где на каждое движение журавля змея извивалась и уходила от атаки, это и подвигло даоса на создание мягкого искусства в противовес жесткого кулачного боя. Чжан Санфэну приписывают создание всех трех стилей семейства нейцзя, но все эти заявления базируются лишь на народных преданиях, одно можно сказать точно, что Чжан Санфэн реальная историческая личность, живший в период конца династии Юань и начала династии Мин. Однако, существовал и второй человек под именем Чжан Санфэн ( Чжан Три Пика), который жил в эпоху Сун. Мастер тайцзыцюань У Тунань считает, что доказательством создания тайцзыцюань Чжансанфэном является эпитафия на могильной плите Ван Чжэннаня. Эпитафия описывает, что Чжан Санфэн жил в эпоху Сун, был даосом- алхимиком с Уданских гор. Однажды он был призван к правителю царства Вэй, дорога казалась не проходимой в связи с большим количеством банд, промышлявших на этом направлении. Обратившись к даоским божествам, в ту же ночь он получил наставления в кулачном искусстве от даоского божества Юаньди, по другой версии Сюанди. Метод был настолько действинен, что по дороге Чжан Санфэн победил более ста бандитов. После чего данный метод распространился по Китаю, получив название внутренний стиль. Однако данная эпитафия была опубликована философом Хуан Цзунси, в литературном собрание Наньлэй Вэнцзи , в 1669г. Сам Хуан Цзунси принадлежал к клану, практиковавшему внутренние системы ушу. Причем в эпитафии не сказано о тайцзыцюань, а говорится лишь о создании внутренней системы ушу. Письменных свидетельств о Чжан Санфэне существует достаточно, но трудность заключается в том, что в хрониках говорится о двух Чжан Санфэнах. Если же принять версию о существовании одного Чжан Санфэна, то получается, что он родился в 1247 году, а умер в 1464 году, прожив, таким образом -218 лет, сказочное долголетие. Если же взять за основу хроники Хуан Цзунси, то вообще получается, что Чжан Санфэн шел ко двору правителя Вэй-цзуна, который правил с 1101 г. по 1125г. К сожалению, г-н У Тунань умалчивает в своих работах о датах жизни создателя тайцзыцюань - Чжан Санфэне. Вообще, судя по описанию уданского алхимика, начинает создаваться впечатление о мифологической личности, которая соответствует всем канонам Китайского мифа. История жизни и смерти, Великого даоса, полна удивительных событий, и изобилует подробными описаниями. Но, вернемся к истории создания стиля Тайцзыцюань. Исследователь возникновения тайцзыцюань, г-н У Тунань, выводит линию передачи Тайцзыцюань южной ветви от Ван Цзун, Чэн Чжоутун, Чжан Сунси , Хуан Байцзя, и других. Однако, исследователь Тан Хао, пришел к выводу, что в горах Удана был создан стиль нэйцзяцюань, который никакого отношения к тайцзыцюань не имел, позже его поддержал Си Юнтай. Эту же версию описывает в своей книге-«100 вопросов по ушу» Чжан Юкун. Путаница еще возникает от того, что автор Ван Цзунье, создатель трактата «Рассуждения о Тайцзыцюань», в самом тексте слово тайцзыцюань не использует, а говорит о стили чанцюань (длинный кулак), видимо название более позднее, чем сам текст. Именно этот трактат цитируют многие древние мастера. Однако, не в одной линии передачи тайцзыцюань и даже нэйцзяцюань, Ван Цзунье не упоминается. Сторонники истории создании тайцзыцюань Чжан Санфэном считают, что Ван Цзунье и Ван Цзун, упоминающейся в линии передачи нэйцзяцюань, одно лицо, что является очень спорным аргументом. Реальная история тайцзыцюань начинается с семейства Чен. Проведя исследования, Тан Хао пришел к выводу, что реальным создателем Тайцзыцюань стал некий Чен Вантин, он был представителем 9- го поколения клана Ченей, все следующие поколения семейства Чен, практиковали созданное им боевое искусство. Сам Чен Вантин, второе имя Чень Цзоутин, родился в уезде Веньсянь провинции Хэнань, затем переехал в провинцию Шаньдун приобрел известность как мастер кулачного искусства, долгое время служил как телохранитель и охранник грузов, в 1641г вернулся в уезд Веньсянь, где стал возглавлять местное ополчение. После прихода Маньжуров, в 1644 г, удалился от дел и жил как настоящий отшельник. Занимался Чен Вантин обработкой поля, рыбной ловлей, большую часть времени, проводил, путешествуя на свой лодке, по реке, протекавшей между гор. Возможно спокойная жизнь и натолкнула Чен Вантина на размышления о боевых искусствах. Он обратился к поиску мистического истока жизни. Следствием чего и стало создание кулачного искусства. Одним из первых учеников Чен Вантина был Цзян Фа. Цзянь Фа считался человеком грозным и даже свирепым, был участником небольшого восстания , после чего скрывался от властей. Часто на картинах с изображением Чен Вантина, рядом с ним, изображается человек с алебардой-это и есть Цзянь Фа. В это время школа Чень тайцзыцюань, совсем не походила на современное тайцзыцюань. В стиле превалировал боевой аспект, Тао выполнялось в быстром темпе, было много прыжков и резких ударов. За основу, Чен Вантин, взял известную систему Цзи Цзигуана состоящую из 32 форм, наиболее популярную в то время. Как видно, в основу внутреннего стиля была положена система внешнего направления ушу. Из 32 приемов Цзи Цзигуана, Чен Вантин выбрал 29 и создал из них 5 базовых таолу. Один из комплексов получил название паочуй (взрывающий кулак или пушечный кулак). Второй по традиции получил название длинный кулак ( чанцюань) состоявшее из 108 форм. Чень, требовал избегать грубой физической силы в бою и опираться в основном на круговые движения. Самым раним текстом, описывающим новую систему, стало «Собрание речитативов кулачного искусства», воспроизводящие устные наставления Чен Вантина, это не большая работа, состоящая из 22 предложений. Именно по этой работе можно сделать вывод, что основой для стиля Чен, была взята армейская система боя- Цзи Цзигуана. Самое главное, что данная система состояла из метода кулачного боя и внутренних оздоровительных методик- даоского даоинь и туна. Кроме того, была использована древняя теория о каналах -цзинло, что обуславливало круговые движения данной системы. Так же, на основе армейских систем тренировок, была создана система туйшоу (толкающие руки).
В то время, туйшоу, отличалось от современного. В этой системе присутствовало большое количество резких бросков, и даже ударов руками, и ногами. Боец должен был привыкнуть работать в тесном контакте с противником. Была разработана техника работы с копьем, где копье приклеивалось к противнику и следовало за ним неотрывно. Техника работы с копьем была аналогом работы в туйшоу. Был положен так же философский принцип тайцзы «Великого предела». Все тренировочные методы должны были воплотить учение о просветлении духа и достижение предельной стадии внутренних трансформаций. Шло время, и данная система саморазвивалась, но оставалась достоянием узкого круга посвященных из семейства Чен. Постепенно количество комплексов было сокращенно до 2х, первый комплекс и комплекс пушечные удары. Именно в этом виде, Ченши тайцзыцюань преподается и сегодня. Первый комплекс состоял из 83 форм и базировался на медленных, плавных, несколько тягучих и одновременно упругих движениях. Даная форма базируется на формах Цзи Цзигуана и 13 классических позициях внутреннего искусства. 13 позиций, понятие очень древнее, базирующее на даоских принципах самосовершенствования. По легенде, именно Чжан Санфэн, ввел практику 13 позиций. Число 13 получается методом сложения пяти первоэлементов и восьми триграмм. Даная система вошла не только в тайцзыцюань, а так же в такие системы как багучжан и синицюань. Классическая последовательность движений, Ченши тайцзыцюань, идущая от Чен Вантина, сегодня именуется Лаоцзя. Принципы, заложенные Чен Цинпином внутри семейной школы, получило название- синцзя. Речь идет о расколе внутри семейной традиции, еще это направление носит название- Чжаобаоцзя. Амплитуда движений в новой школе менее широкая, передвижение более округлые. Долгое время стиль оставался достоянием семьи Чень, и только благодаря выходцу из бедной многодетной семьи -Ян Фукую, данная система обрела известность. Ян, родился в уезде Юннянь в провинции Хэбэй, он с детства мечтал обучатся ушу, но из-за бедности и заботе о семье, времени на обучение у него не оставалось. В городе Гуанпине, где Ян Фукуй, другое имя Ян Лучань, продавал уголь, открылась аптекарская лавка под названием «Зал всеобщей гармонии», которую содержала семейство Ченей. Ходили слухи о том, что семья Чень практикует ушу, но занятия проводились при закрытых воротах и никто не видел, какие занятия там проходили. Повезло Яну, однажды его пустили во двор разгрузить уголь, он увидел как несколько молодых людей работали в паре, выполняя медленные плавные движения. Это вызвало недоумение и казалось, что подобная техника вряд ли годна для боя. Но позже, произошло событие заставившего Ян Лучаня изменить свое мнение. Как-то, в аптекарскую лавку, ворвались пятеро братьев Чао, в народе их звали «Пять тигров семьи Чао», они были известны мастерством в бою и буйным нравом. Они в грубой форме потребовали поменять лекарство, которое им чем-то не понравилось. Лекарство было заграничное и обмену не подлежало, поэтому слуга вежливо отказал. Но братья настаивали на своем и уже собирались затеять драку, но слуга в несколько быстрых приемов выкинул их из лавки. Ян Лучань, наблюдавший за событиями, был поражен. С тех пор Ян ни разу не брал с Ченей денег за уголь, а однажды вернул и те деньги, которые прислали ему с посыльным. Наконец хозяин решил выяснить, не нужна ли молодому человеку помощь, Ян Лучань признался, что хотел бы изучать их стиль. Хозяин не решился без разрешения патриарха школы обучать Яна, но написал письмо, отправил его в Ченьцзягоу, к племяннику патриарха стиля- Чень Дэху, выпускнику императорской академии. Чень Дэху, представитель 14 поколения семьи Ченей, напоил и накормил мальчика, поблагодарил его за письмо, но в ученики не взял. Сославшись на то, что плохо помнит движения. Однажды, в Ченьцзягоу выпал снег, выйдя утром на улицу за ворота, члены семьи Чень увидели лежащего парня с перемазанным лицом. Взяв его к себе в дом, они узнали, что парень немой.Молодой человек стал усердно работать: носить дрова, готовить еду, и семейство решило оставить его в качестве слуги. Каждый вечер, в дом Чень Дэху, приходил патриарх школы Чен Чансин, где проводил занятия. Хитроумный Ян, подглядывал за занятиями и разучивал прием за приемом, когда все спали. Однажды, Ян Лучань, опустившись на колени перед Чен Чансином, признался ему во всем. Подглядывание и тайное изучение, считалось преступлением достойное смерти. Однако, мастер попросил продемонстрировать Яна, чему он научился. Чень Чансин был приятно удивлен, Ян выполнил комплекс, не допустив ни одной ошибки. Чен Чансин разрешил Ян Лучаню остаться с ним еще на три года, однако в реальности Ян Лучань провел у него несколько десятилетий. Существует несколько версий описываемого события, но так или иначе после смерти Чень Дэху, 40 летний Ян Лучань, покинул Ченьцзягоу и открыл в Юнняни собственную школу, при кумирне «Всеобщей гармонии». Название было дано в память о старой аптечной лавке Ченей. Вернувшись в родной уезд, Ян Лучань поселился в доме у братьев семьи У. Он тренировался вместе с тремя братьями -У Жуйцином, У Хэйцином, У Ченцином. Братья были знатоками в боевых искусствах. Семья У вообще была очень высокообразованной. Все братья были чиновниками, именно у них Ян Лучань получал образование. Вообще благодаря рекомендации братьев, некому неизвестный человек, был принят в аристократических кругах, как преподаватель ушу. Ян Лучань показал братьям У многие секреты старой ветви тайцзыцюань, на основе которой в дальнейшем возник стиль У тайцзыцюань. Ян Лучань очень много работал над стилем, в конце концов, за свое мастерство он получил имя- Ян не имеющий соперников. Ян всячески рекламировал свой стиль. Поскольку У Жуцин входил в законодательную палату императорского двора от провинции Сычуань и был вхож в самые высокие сферы, он рассказал однажды своим высокопоставленным друзьям о том, что в его родном уезде живет удивительный мастер. Вскоре Ян Лучаня пригласили преподавать в Пекин, где и была открыта первая школа тайцзыцюань. Для Ян Лучаня, огромную роль играло сохранение здоровья и обретение чистоты духа. Он практически не преподавал боевые аспекты. Из стиля были исключены прыжки, уменьшилось количество ударов ногами. В последствии, Ян Лучань вернулся на родину и продолжил работу над своим стилем. Хотя есть версия, что в Пекине он преподавал одно, внутри семьи другое. Ян Лучань обучал своего сына Янь Цзаньхоу и наотрез отказывался обучать Янь Баньхоу за его буйный нрав и не воздержанность, он отдал его на обучение гражданским наукам к У Юйсяню мастеру тайцзыцюань школы У, причем Ян Баньхоу часто засыпал на занятиях и не проявлял рвения в учебе. Однажды когда учитель вышел из школы, в школу ворвались двое хулиганов, они хотели сорвать плакат с изображением упражнений тайцзыцюань. Разбуженный шумом, спавший на занятиях Янь Баньхоу, вытолкал хулиганов из школы. Ни один ученик не осмелился сделать это. Вернувшейся, У Юйсянь узнал от других учеников о происшедшем. После чего стал обучать ученика технике тайцзыцюань. Работая с Ян Цзайхоу, Ян Лучань услышал, как его второй сын очень точно отпускает замечания, отец сразу понял, что к чему и пошел к учителю У Юйсяню. На выраженное недоумение Ян Лучаня, У Юйсянь ответил: «Каждый человек волен сам поступать как ему вольно, Баньхоу изучая ушу обретает мудрость, а изучая гражданское глупеет». Отец разрешил Янь Баньхоу изучать ушу. Более того он сам стал с ним заниматься. Ян Баньхоу больше обращал внимание на боевой раздел тайцзыцюань. Основу его техники составляла система «Липкие руки». Именно у Ян Баньхоу учился маньчжур Цюань Ю. В последствии он создал второй стиль У, входящий в пятерку самых известных стилей тайцзыцюань. Ян Баньхоу часто выступал в поединках по саньда. Однажды серьезно ранив на поединке иностранца, он вынужден был вернуться в родной уезд Юннянь. Школа Ян все дальше отходила от своего первоистока- школы Чень. Окончательно стиль сформировался благодаря усилиям внука Ян Лучаня, Ян Ченфу, сына Ян Цзаньхоу. Ян Ченфу, создал большую ветвь дацзя, которую не стоит путать с аналогичной формой созданной Ян Лучанем. Большая ветвь Ян Ченьфу и сегодня считается классическим тайцзыцюань стиля Ян. Его комплекс включает 85 форм. Именно на основе этой ветви была разработана 24 форма тайцзыцюань.